Русский Журнал
СегодняОбзорыКолонкиПереводИздательства

Сеть | Периодика | Литература | Кино | Выставки | Музыка | Театр | Образование | Оппозиция | Идеологии | Медиа: Россия | Юстиция и право | Политическая мысль
/ Обзоры / Рецензия < Вы здесь
"Полифония мира" в кавычках
Дата публикации:  21 Мая 2001

получить по E-mail получить по E-mail
версия для печати версия для печати

Премьеру "Полифонии мира" ждали с нетерпением. Один состав участников вызывал уважение, переходящее в изумление: скрипач Гидон Кремер со своей "Кремератой Балтикой", этноджазовый валторнист Аркадий Шилклопер, ансамбль ударных Percussions de Strasbourg. Всех их, каждого в своем жанре, смело можно называть "один из лучших в мире". А еще - исполнитель на тубе, шофаре, диджериду, дудуке, тибетском горне, солистка ансамбля Покровского, тувинский горловой певец и хакассский шаман с помощником. Кроме того - классическая балерина, оперный тенор и академический хор Виктора Попова. И, наконец - дуэт питерских перформансеров и греческий актер, последователь Гротовского.

Ну и, разумеется, музыка театрального композитора Александра Бакши, режиссура Камы Гинкаса и сценография Сергея Бархина, которых тоже можно смело назвать "одними из лучших" - ну если не в мире, то уже в России - наверняка.

"На рубеже веков формируется новое мышление. Суть его - в осознании ценности и равенства всех человеческих культур. На смену гармонии мира приходит полифония мира", - объяснял свой замысел Александр Бакши (курсив его).

Последний раз мы видели подобное столпотворение и подобную амбициозность 11 месяцев назад - в "Страстях по Матфею - 2000". Но там идея была другая: собрать вместе всех представителей так называемого "актуального искусства" России и доказать, что именно они, а не тхлые (словечко Курицына) почтенные "академисты", могут и должны нынче ответствовать за разработку канонического евангельского сюжета.

Здесь же пафос был почти противоположный: собрать вместе носителей различных музыкальных традиций (в том числе и джазовой, и европейской академической) и создать не более не менее как новый космогонический миф, разыгрывая с их помощью и участием новую общемировую мистерию. Именно так - "музыкальная мистерия" - определили жанр действа, происходившего в пятницу и в субботу в театре Вахтангова, его создатели.

По замыслу Бакши и Гинкаса, героям - в первую очередь, главному Герою в исполнении греческого актера, ученика Гротовского и руководителя "неоантичного" театра Actoriones Василиса Лаггоса, - предстояло на фоне декораций в виде трехъярусного амфитеатра пройти через семь эпизодов (испытаний? кругов? стасимов?): "Роды Земли", "Люди и звуки", "Орфей", "Другие герои", "Погружение во тьму", "De Profundis", "Возвращение" и вывести их - к свету? Похоже, этого не знают и сами авторы.

Но модель ее (полифонии - МВ) еще не сложилась", - признается Бакши.

"Возвращение к началу и многоточие в финале", - так заканчивает свой "синопсис" представления Гинкас.

К сожалению, приходится констатировать, что "Полифонию мира" постигла такая же относительная неудача, как и "Страсти по Матфею". Относительная - по сравнению с замыслом и потенциалом (так и хочется сказать вопреки всем правилам - "потенциальным потенциалом") участников обоих проектов.

Пятичасовые "Страсти" оказалось чрезвычайно тяжело высидеть не только из-за их очевидной сырости, но и из-за того, что разыграны они были хотя и в церкви, но, Бог весть почему, не на Пасху, а посреди лета, и искреннее желание участников прорваться сквозь все постмодернистские наслоения к подлинному религиозному чувству с большим трудом находило отклик даже в изначально благожелательно настроенном зале.

"Полифония" была тщательно отрепетирована и безупречно разыграна. Но недоумение относительно времени и места осталось: почему, собственно, "мистерия" разыгрывается именно сейчас, в середине мая, в центре огромного города, в респектабельном театре с бархатными креслами и советским гербом над порталом сцены? У многих же пришедших зрителей таких недоумений, похоже, не возникало вовсе: за несколько минут до начала почтенная дама-соседка выясняла у меня - будет ли антракт? Некоторое несоответствие перерыва на буфет жанру мистерии, ей, очевидно, в голову не приходило.

Впрочем, мы все знаем, что от элевсинских храмов давно не осталось и руин. Секуляризация - проклятье всего современного искусства. Но не рассеивало недоумений и само действие. ("Это - театр, потому что здесь есть действие", - как объяснял Гинкас.)

В античности "сюжет" мистерии, как и сюжет выросшей из нее античной трагедии был назубок известен всем зрителям-участникам, и поэтому они легко "схватывали" происходящее и включались в него. У творимого же на глазах московской публики мифа не было общеизвестного сюжета - он, по мысли создателей, должен был складываться, как из кирпичиков, из нескольких общеизвестных мифологем и архетипов. Но как они состыковывались между собой, и, главное, когда сменялись одна другой - разобрать было довольно сложно.

Конечно же, решающую роль в осуществлении этого "схватывания", то есть в превращении зрителей из созерцателей в участников, должна была сыграть музыка. Ведь главными протагонистами "Полифонии" были именно музыканты, а главным средством общения - музыка. Это вызывало еще одну ассоциацию - с "Репетицией Оркестра". Шедевр Феллини 1979 года тоже рассказывал откровенно условным, символическим языком о кризисе классической культуры и о необходимости собирать ее из осколков после искушения тотальной свободой.

Но у Феллини было то, чего не оказалось у Гинкаса: гениальной, скажем без обиняков, музыки Нино Роты - одновременно шлягерной, серьезной и волнующей, способной повести за собой не только музыкантов, но и зрителей.

Минималистическая, зачастую чисто рассудочная, музыка Бакши и не ставила перед собой задачу "повести" за собою зал, захватить его, превращая зрителей в мистагогов. И вплетение в прекрасное слаженное звучание "Кремераты Балтики" экзотических инструментов и голосов очень обогащало партитуру колористически, но весьма в незначительной степени - эмоционально.

Так что, увы, мистерии не получилось. Получилось немногим более чем концерт в черных плащах поверх фраков и с балериной в мужской черной шляпе (запомнилась только одна босоногая, струящаяся вверх скрипачка из "Кремераты").

Вышел я из зала в некоторой досаде: ну зачем академические музыканты садятся не в свои сани и ломятся в этих санях в открытую дверь? Вот приедет в июне Стинг со своей "Розой Пустыни" и устроит настоящую, без кавычек, полифонию мира.


поставить закладкупоставить закладку
написать отзывнаписать отзыв


Предыдущие публикации:
Софья Дымова, Маленький, но гениальный голос /07.05/
Концерт Чечилии Бартоли. Общественность рванула в кассы Большого зала консерватории и застыла от ужаса. Таких цен на вечер классической музыки Москва не видела никогда и, дай бог, больше не увидит. Зато дурость организаторов была забыта, как только начался концерт.
Михаил Визель, Арлекин, слуга двух веков /27.04/
"Арлекин, слуга двух господ" Джорджо Стрелера - символ не просто преемственности театра, но и его рефлексии, его самоиронии, его бессмертия: персонажи комедии дель'арте разыгрывают комедию положений - а сами актеры разыгрывают бродячих комедиантов XVIII века, разыгрывающих комедию масок.
Анна Мирабо, Ковбоев берут в космонавты /26.04/
Считается, что превращение актера в режиссера - своеобразный способ самоутверждения. Почетный ковбой Голливуда Клинт Иствуд, в отличие от многих, оказался хорошим режиссером. Его новая работа "Космические ковбои" выходит 18 апреля в российский видеопрокат.
Виктория Белопольская, Режиссер средних лет на роль Достоевского /03.04/
Хорошо бы начать разговор о "Второстепенных людях" Киры Муратовой на манер мозговеда Бильжо: "Когда я работала в одной маленькой психиатрической больнице..."
Марина Тимашева, Петербуржские нежности /03.04/
Питерских режиссеров нового поколения нельзя назвать сентиментальными,но они умны и жизнелюбивы: тем и пленяют их спектакли. Успех "Лешего" и "Школы для дураков" на фестивале "Золотая маска" лишний раз подтвердил это.
предыдущая в начало следующая
Михаил Визель
Михаил
ВИЗЕЛЬ
viesel @ lenta.ru
URL

Поиск
 
 искать:

архив колонки:





Рассылка раздела 'Рецензия' на Subscribe.ru