![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
|
||
![]() |
/ Обзоры / Музыка < Вы здесь |
Просветление снизошло дважды Дата публикации: 14 Ноября 2003 ![]() ![]() ![]() Ноябрь и декабрь проходят под знаком фестивалей: следом за "Московской осенью" начинаются "Декабрьские вечера" и "Владимир Спиваков приглашает", а с 16 по 23 ноября состоится четвертый фестиваль "Посвящение Олегу Кагану" с участием Наталии Гутман, Элисо Вирсаладзе, Юрия Башмета, Виктора Третьякова, Алексея Любимова. В программах форума, наряду с привычными Брамсом, Дворжаком, Рахманиновым, Шуманом, прозвучат опусы Стравинского (сюита из "Сказки о солдате"), Бруха (концерт для скрипки и альта), Шостаковича (концерт для виолончели #1), Шнитке (кончерто гроссо #2), а также Франка, Мийо, Пярта и Кнайфеля. 22 ноября интереснейшую программу представит БСО (киномузыка Шостаковича к "Гамлету", фортепианный концерт Шнитке, две сюиты из "Треуголки" де Фалья) - в целом текущий репертуар не назовешь бедным. С другой стороны, афиша не радует и особым разнообразием; здесь по-своему виноваты и организаторы программ, и сами музыканты. Последние критикуют Московскую филармонию за консерватизм и неготовность к расширению "некассового" репертуара. Новое руководство филармонии указывает на музыкантов, которые-де не видят смысла разучивать новое, если можно с успехом играть одно и то же. В результате афиша каждого сезона едва отличается от афиши предыдущего, в то время как сочинения-фавориты звучат раз в месяц или чаще. Любопытно, что время от времени с минимальными промежутками повторяются отнюдь не самые популярные и кассовые опусы. Так, если Владимир Спиваков в декабре удивит нас скрипичным концертом Берга, то 11 ноября его же исполнил Максим Федотов. Еще сильнее повезло сочинениям Рихарда Штрауса: в исполнении крупнейших московских оркестров - РНО и БСО - они звучали 5 и 6 ноября.
Концерт открыла фантазия Рахманинова "Утес", посвященная Римскому-Корсакову. В исполнении Ганша "Утес" прозвучал несколько зажато, со Вторым же концертом дело обстояло проблематичнее: едва вступив, оркестр чуть заметно разошелся с солистом. Показалось даже, что Плетнев пытается помочь Ганшу и исподволь вывести музыкантов на верный путь. Насколько активно жестикулировал дирижер, настолько спокоен внешне был солист; и если оркестру явно не хватало эмоций, то Плетнев будто пытался их сдержать. Ко второй части концерта пианист без всяких усилий показал, кто на сцене хозяин, и его видимое спокойствие уже не удивляло. Исполнение концерта завершилось заслуженной овацией; Михаил Васильевич, как всегда, исправно выходил на поклоны, но бисировать не стал. После антракта играли Рихарда Штрауса. Чем дальше звучала поэма "Смерть и просветление", тем проще было понять моих соседей по партеру: "Главное - Рахманинов, а со Штрауса можно уйти". Ганшу так и не удалось воспламенить оркестр, а без этого музыка Штрауса теряет куда больше, чем Бах или Моцарт, чей музыкальный текст говорит сам за себя. В симфонических поэмах Штрауса огромную роль играют соло в оркестре - в "Смерти и просветлении" это в первую очередь скрипка. Однако Валентин Жук, временно заменивший за пультом концертмейстера Алексея Бруни, не смог за короткий срок полностью освоиться на этом месте, и его соло не придали поэме Штрауса блеска. К "Танцу семи вуалей", завершающему концерт, оркестр собрался с силами и исполнил этот номер, как если бы играл на бис; тем острее ощущался контраст между эффектным танцем Саломеи и остальной частью программы, вызвавшей не слишком веселые мысли. Обратимся к прямой речи руководства РНО. "В этот ответственный момент я принял решение помочь оркестру, взять на себя художественное руководство, - говорит Михаил Плетнев. - Наши сезоны в Москве будут насыщенными и интересными - ведь круг ведущих мировых дирижеров и солистов, которым интересно сотрудничество с РНО, быстро расширяется. Конечно, не все, что интересно мне как музыканту, в нынешних условиях востребовано и осуществимо в нашей стране". Прошедший концерт подтверждает двойственность позиции Плетнева. С одной стороны, он как будто хранит верность своему коллективу, вернувшись на должность худрука и сыграв с оркестром в этом сезоне три программы. Впрочем, лишь одна из них показала нам Плетнева-дирижера; в двух других оркестр аккомпанировал Плетневу-пианисту. С другой стороны, у Плетнева до конца сезона не запланировано больше ни одной московской программы со своим оркестром. И даже если условно считать коллективным худруком РНО всю дирижерскую коллегию в целом, это не решает дела: Кент Нагано в текущем сезоне с плетневцами не играет, Пааво Берглунд появится только в мае, а Ганшу оркестр такого уровня явно не по зубам. В связи с этим трудно воспринимать без удивления слова генерального продюсера коллектива Сергея Маркова: "В России до сих пор по привычке величают оркестры по имени главных дирижеров. В других странах с такой привычкой расстались после Караяна. Пора и нам отвыкать. Ведь дело не в терминологии, а в философии управления. Время титанов-одиночек отошло в прошлое. Караян и Мравинский управляли музыкантами, сформировавшимися в эпоху Гитлера и Сталина. Они выступали перед публикой, привыкшей поклоняться вождям. Сейчас другая культура. Оркестр - слепок общества, голос эпохи. Сегодня попытки "играть в Караяна" выглядят как фарс... [Плетнев] не страдает "профессиональной болезнью" главного дирижера - ревностью к чужому авторитету и успеху, иному творческому почерку и интерпретациям. Иммунитет к этому недугу - необходимое условие членства в дирижерской коллегии РНО". Едва ли это сказано без доли лукавства: ветераны наших оркестров, которым посчастливилось работать, к примеру, с Кириллом Кондрашиным, могут рассказать многое о роли художественного руководителя. (Речь об этой проблеме шла и в недавней статье моего коллеги Дмитрия Морозова.)1 Оркестр Мариинского театра или БСО находятся в прекрасной форме не только за счет государственной и спонсорской поддержки, но и благодаря личным усилиям Гергиева и Федосеева. Если угодно, можно назвать этих дирижеров диктаторами или титанами-одиночками, однако их работа в своих коллективах продолжается весь сезон. Это не мешает, разумеется, ни участию в оркестрах приглашенных дирижеров, ни работе самих мастеров с другими коллективами. Однако за счет этого названные оркестры звучат и чувствуют себя уверенно независимо от того, кто стоит за пультом. На следующий день после концерта РНО можно было услышать Штрауса вновь; программа БСО 6 ноября состояла только из его произведений. Дирижировал Лютаурас Бальчюнас; последние семь лет он - ассистент Владимира Федосеева, а с 2000 года - главный дирижер Литовского театра оперы и балета. Начали с "Танца Саломеи", которым накануне закончил РНО; с первых звуков стало ясно, что при акустике БЗК можно без особых усилий добиться лучшего звука, нежели в Доме музыки. С поправкой на этот фактор, у РНО штраусовский хит звучал чуть убедительнее; исполнению БСО недоставало именно танцевальности. Нехватку динамики компенсировали симфонические вариации "Дон-Кихот", где виолончель Александра Князева продемонстрировала необыкновенное богатство красок и эмоций. В то же время, Князев ни на секунду не забывал о М.Шестакове (скрипка) и А.Китаеве (альт), чьи соло в оркестре придали "Дон-Кихоту" черты концерта для трех солистов. Чем ближе сочинение подходило к концу, тем более драматичным и прочувствованным становилось исполнение. "Дон-Кихота" хочется слышать чаще: смелое, парадоксальное, разноплановое, ни секунды не скучное, идеальное для концерта произведение исполняется у нас сравнительно редко. Следом прозвучала поэма "Смерть и просветление", уже слышанная накануне в исполнении РНО. Невольное сравнение двух коллективов, то и дело возникавшее в голове, напомнило об Александре Лазареве, за последние полгода сыгравшего в Москве и с федосеевским, и с плетневским оркестрами. Квалификация Лазарева, способность заразить музыкантов вдохновением таковы, что под его управлением оба коллектива звучат блестяще. Однако без настоящего мастера это совершенство уходит. И пусть у Бальчюнаса штраусовская поэма звучала чище и увереннее, чем у Ганша, но до безупречности было далеко. Духовые периодически превышали допустимый предел громкости, звуку солирующей скрипки не хватало глубины, а финальный аккорд оказался немного смазан. Впечатление улучшил последний номер программы - согласно укореняющейся у нас традиции, он прозвучал наиболее темпераментно. В сюите из оперы "Кавалер роз", похожей на один большой вальс из многих частей, нет и тени характерного для Рихарда Штрауса драматизма. Временами можно было предположить, будто исполняют его знаменитого однофамильца, однако парадоксальные гармонии не оставляли сомнений в том, какого из Штраусов мы слышим. Увы, из всей программы музыка сюиты была наименее интересна; тем радостнее было услышать несколько дней спустя, как оркестр достойно справился со сложнейшей партитурой скрипичного концерта Берга. 11 ноября его исполнил Максим Федотов под управлением Георга Марка; в программе была также симфония Шуберта #9. В Москве концерт Берга не звучал уже давно; неудивительно, что Владимир Спиваков включил его в программу своего декабрьского фестиваля, каждый вечер которого мыслится как событие. Среди наследия Шенберга-Берга-Веберна концерт в наибольшей степени доказывает, что сочинение, созданное с использованием серийной техники, может быть не только красивым, но и глубоко лирическим, даже трагичным. Что бы ни прерывало скрипичную кантилену, - звон медных, неожиданное tutti, краткая попытка деревянных духовых сыграть самый обычный вальс - сочинение ни на миг не теряло своего лиризма. 25-минутный концерт прозвучал на одном дыхании, и если Федотов немного переигрывал лицом, на сей раз это казалось почти уместным: столь скорбное сочинение непросто сыграть в полном спокойствии. БСО и дирижер Георг Марк оказались достойными партнерами солиста, хотя реакция слушателей была сдержанной: федосеевский оркестр любим публикой, но к подобной музыке она не слишком привыкла. Тем больше причин ее воспитывать - это и собирается делать БСО, в репертуаре которого чередуются Бетховен и Шнитке, Моцарт и Хиндемит. Ближайший концерт оркестра состоится 22 ноября, а РНО мы услышим ровно 3 месяца спустя - 22 февраля следующего года. Пожелаем нашим лучшим оркестрам быть достойными как друг друга, так и мастеров, которые с ними работают. Примечания:
![]() ![]()
|
![]() |
![]()
Выпускающий редактор Русского Журнала ilya@russ.ru URL ![]() ![]() |
![]() |
||
![]() |
||
![]() |
||