Научное сообщество Образование

Осенью этого года в рамках программы "Современное общество" будет осуществлен проект "Рязань-media: граждановедение и информационные технологии в образовательном пространстве". Цель проекта - создание и распространение новой модели преподавания курса "Граждановедение" в школе. Беседа Ольги Зиновьевой с одним из руководителей проекта Вячеславом Прокофьевым. Преподавание граждановедения в школе должно стать интересным. /13.07/

Виктор Ионов. На пленуме ВАК принято решение исключить экзамен по философии из списка обязательных при поступлении в аспирантуру, с чем многие гуманитарии категорически не согласны. Жестокое решение коллег, может быть, побудит отечественных философов разработать более вменяемые программы - в теперешних по-прежнему господствует диамат. Философия, которую мы потеряли. /12.07/

Лев Мельчук. Одна из главных тем сборника "Пушкин и драма XVIII-XX вв." - "сценические альянсы" "Медного всадника" и Сухово-Кобылина. "Дело" автор называл "своим "медным памятником" - можно предположить, что это контаминация двух названий: "Медного Всадника" и "Памятника", своего рода личное подытоживание. Университетская кухня и "вибрации меди". /31.05/

Денис Бычихин. Интервью с заведующим кафедрой эстетики философского факультета МГУ проф. Е.Г.Яковлевым /28.05/

Георгий Кнабе. Университет сегодня особенно ярко воплощает коренное противоречие постмодернистской цивилизации. Принцип индивидуальности, постмодерн и альтернативный ему образ философии. /24.05/

Индустриализация академической жизни ведет к полному растлению академического сообщества. Генри Алисон о мифологии западной университетской жизни. /11.05/

Виктор Ионов о "специфическом дискурсе", который вырабатывают годы учебы на гуманитарных факультетах. На таком языке невозможно обсуждать проблемы, ставить серьезные вопросы и давать конструктивные ответы; за ним стоит психология неудачников, с самого начала не веривших в свои силы. И поэтому - никогда мы ее не обустроим. О том, как меняются времена. /22.04/

Появление нового русского перевода "Комедии" высоко оценили на родине Данте, но в России эта публикация получила неизмеримо меньший резонанс. "Отдайте почесть лучшему поэту..." - Игорь Пильщиков о "Божественной комедии" в переводе А.А. Илюшина./12.04/

Георгий Кнабе. Все, созданное Пушкиным, до предела насыщено античностью - мифологией и историей, людьми и событиями, образами и картинами Греции и Рима. Античность для Пушкина - фермент, живущий в культуре последующих веков, прежде всего западноевропейской, но и русской послепетровской, екатерининской, петербургской. /6.04/

Томас Дж. Шефф. Подобно тому, как уличные группировки зарабатывают на жизнь при помощи воровства, ученые получают доходы от карьеры, которые в значительной степени зависят от того, являются ли они преданными членами банд и кланов. Академические банды. /2.04/

Э.Гусинский, Ю.Турчанинова. Александр Нилл без деления в столбик: "Я полагаю, что ребенок внутренне мудр и реалистичен. Если его оставить в покое, он сам разовьется настолько, насколько способен развиться. Я пытаюсь показать, как возникает несчастье и как можно воспитывать детей так, чтобы большая часть этой несчастливости никогда не возникла." /2.04.99/

Все наши педагоги - какие-то убогие... А этот счастливый старик - абсолютно нормален. У него все хорошо. У него все хорошо с миром и с людьми. Интервью Вячеслава Прокофьева с известными российскими педагогами Юлией Турчаниновой и Эрнстом Гусинским - переводчиками книги Александра С.Нила (A.S.Neill) "Школа Саммерхилл: воспитание свободой". /29.03.99/

Дискуссии. Сроки Постмодернизма. Анна Журавлева. Никакого снисхождения постмодернизм не заслуживает. Термин просто оказался удобен, как удобны, были слова "перестройка" и "демократизация", с успехом позволявшие саботировать дела и понятия, этими словами означаемые. - Иван Симонис. Постмодернисты не ограничиваются требованием демонтировать модернистские проекты, как марксистские, так и капиталистические. Им вменяется в вину стремление добиться демонтажа культуры. /1.02.99/

Академическое сообщество. Опыт. Дмитрий Бак. В чем "своеобразие момента" для русской литературной критики? На повестке дня не различие "направлений", не привычные идейные споры, но поиски языка критики, ее формальных и содержательных границ в литературе и в жизни. Главный вопрос - нужна ли критике привычная идейная подоплека как таковая? /29.01.99/

Б.М.Гаспаров. Прутковский текст изнутри формировал и по-своему выстраивал ткань романа Достоевского: в "Селе Степанчикове" гоголевское слово, гоголевский мир пропущены через пародийную систему Козьмы Пруткова и возвращаются к читателю лишенными своей загадочности и магии. Мистификация - это Наука. /15.01.99/

Денис Бычихин о жизни в общежитии: герои местной мифологии составляют здесь основной источник информации и сами же фигурируют в этих новостях. В одной компании бытовала легенда о том, что под кроватью одного из ее активистов живут 53 грязных носка, которые воюют с тараканами и при этом размножаются. В людях-2. /15.01.99/

В. Перельман. О некоторых современных особенностях элементарной математики в России и отдельных аспектах их практического использования. Арифметика продолжается. /4.01.99/

Алексей Гуреев. Скандал как форма русской культурной жизни - проект спецкурса. Журналист - живописец преступлений и мерзостей; он - ключевая фигура в скандальном поле русской культуры. /21.12/

Анна Диордиева. Наброски к портрету сообщества: один хорошо стреляет, другой водит машину, третий - умный. /8.12/

Сенсация! Впервые РГНФ обнародует полный список членов экспертных советов. Создавайте проекты, господа! /8.12/

Игорь Веретьев. Тургенев и темнота. Послепелевинское прочтение классики. /24.11.98/

Ефим Курганов. Сократ тщательно выверял свои беседы, строил их. Разговоры Тютчева не строились, а вспыхивали. При явном наличии досократовских тенденций беседа для Тютчева была высшей формой философствования. Античный контекст (продолжение). /16.11.98/

Ефим Курганов. Целый ряд русских писателей упирается в античность и без учета этого фактора понят быть не может. Античный контекст. /2.11.98/

Ефим Курганов. Скучно иметь один-единственный взгляд на историю русской литературы. Важно не столько сблизить Хармса и русских юродивых, Галича и Некрасова, Шаламова и Достоевского, сколько нарушить инерцию литературоведческого мышления. /2.11.98/